оборудованием; хорошо будет, если наше учительство сумеет использовать ближайшие кульсовхозы, опытные станции и пр. культурные с.-хоз. учреждения для наблюдений и выводов. Все же отказываться совершенно от какого бы то ни было хозяйства при школе недопустимо, если мы хотим приблизить школу к условиям с.-хозяйства, если мы хотим связать преподавание с жизнью. Во всяком случае при большинстве наших сельских школ найдется хоть небольшой участок земли, где можно развести сад, огород и поставить пасеку.
Это небольшое хозяйство при школе может дать очень много интересного в педагогической практике материала для наблюдении и работ, не требуя в то же время больших затрат. Для учителя, имеющего более или менее свободное время летом, занятие рациональным садоводством, огородничеством и пчеловодством является наиболее доступным. Он легче других крестьян сможет достать нужную книгу, получить совет, быстрее разберется в новом деле и кому же как не ему в нашей отсталой, темной деревне сделаться проводником в гущу крестьянства культурных приемов ведения этих, несомненно, полезных отраслей сельск.-хозяйства, не говоря уже о применении приобретенных знаний и опыта в повседневной педагогической работе.
Более 3 десятков лет пришлось работать мне одновременно в роли учителя, пчеловода и садовода, имея связь с очень многими такими же работниками просвещения, и мне хочется поделиться на страницах этой книжки некоторыми знаниями в пчеловодном деле, добытыми долголетним опытом на школьной пасеке. Весьма возможно, что они пригодятся и не только учителю, так как распространение пчеловодных знаний, несомненно, дает большое удовлетворение.
Эренфельс когда-то сказал, что «пчеловодство есть поэзия сельского хозяйства» и смело можно добавить, что преподавание и распространение пчеловодства есть в свою очередь поэзия самого пчеловодства.
Переходя ближе к моей задаче, я должен заметить, что об'ем знаний и работ по пчеловодству в той или иной школе зависит прежде всего от характера самой школы и от размеров, в которых та или иная школа может организовать свое пасечное хозяйство.
Само собою разумеется, что в массовой сельской школе пчеловодство не может иметь места как самостоятельный предмет в курсе школы, и пасека, ведомая учителем, является главным образом материалом для наблюдений и посильного участия в работах на ней детей младшего возраста (до 12 лет), при чем некоторые вопросы, взятые из пчеловодства, могут служить темами определенных комплексов: «пчелы и их работа», «медоносы», «насекомыя и цветы».
В трех старших группах семилетней школы пчеловодство может уже занять гораздо большее место в связи с прохождением курса природоведения. Здесь вполне возможно создание кружка юных пчеловодов, могущих заняться более основательным и систематическим изучением пчеловодства и выполнением работ на пасеке.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62