19. Наиболее успешно дело пойдет, если один из ульев будет предназначен для того, чтобы наделять одного из учеников, занимавшегося уже одно лето роем. По всей вероятности, и некоторые другие ученики, заинтересованные новым делом, пожелают приобрести самостоятельно отдельные рои пчел на стороне или у родственников. Вы им, если можете, не отказывайте в помощи, но только ставьте непременным условием пребывание их собственных ульев на школьной пасеке, по крайней мере, в продолжение двух лет. Это будет чрезвычайно полезно тем, что спасет юного пчеловода от крупных ошибок, очень возможных при хозяйничаньи над ульем за глазами учителя. Каждое лето школьный улей будет наделять одного ученика роем, а ученики, получившие пчел в предыдущие года, обязаны по-братски подкрепить этот рой рамками с вощиной или даже с червою. Еще с весны решается вопрос общим голосованием, кто из учеников получит летом школьный рой, при чем принимается во внимание не только успешность, но и большая или меньшая трудность приобрести собственный рой. Указанный ученик делает для себя улей и начинает ухаживать за тем школьным ульем, рой из которого он получит. С этого времени к последнему ни вы, ни ученик не имеете права дотронуться во время отсутствия одного из вас. Ученик показывает вам каждое воскресенье улей, исполняет при вас нужные работы и, таким образом, лично воспитывает и подготовляет для себя рой. Этот искусственный или натуральный рой, когда он будет взят, посту-
пает в распоряжение ученика, но опять-таки с условием— работать в нем только с вашего ведома. Улей же материнский сейчас же передается на попечение нескольких кандидатов на рои следующего года. Только приплод от подаренного роя поступает в полное распоряжение владельца и может быть унесен с пасеки к нему на дом. Но это не желательно. Гораздо лучше убедить ученика продолжать размножать пасеку тут же в школе, пользуясь и советом, и инвентарем, и омшанником; это подготовит вам почву для большой коллективной пасеки, удобство ведения которой будет ясно для каждого. Это воспитает и образ мыслей учеников, как будущих членов кооператива, привьет коллективистические взгляды.
Действуя так и пожертвовав всего одним ульем, вы вскоре образуете в вашем селе и его окрестностях тесно связанный между собою и школой кружок пчеловодов. Поддержка школы то в виде данного на прокат медомета, или вафельницы для изготовления искусственной вощины, то в виде совета, книги— будет им чрезвычайно дорога. Все тогда можно делать сообща и дешево для каждого, со взаимной поддержкой, на общий риск. Пожертвованный улей через шесть лет может расплодить между крестьянами 90 слишком рамочных ульев, не считая тех, которые заведут крестьяне самостоятельно, увлекаясь общим примером. Существование разборного улья только и возможно в руках сведущего человека, и потому всякая рекомендация его, пользование им без совместного обучения, тормазит, а не улучшает народное пчеловодство, ведомое хотя бы в самых неудобных колодах.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62