мая
04
Опубликовано: 04 мая 2010
Рубрика: Пчеловодство | Автор: admin

Иногда говорят, что важнее всего в пчеловодстве прак­тика, а теорию можно-де изучить в книге; но это взгляд не­сколько поверхностный. Теория должна предшествовать прак­тике и не потому, что, как говорит Гете: «В практическом деле самое важное—это наличность правильной теории» и не потому, что как говорит Берлепш: «Раньше изучи теорию, иначе навеки останешься жалким пачкуном», а потому, что при наличности теоретической подготовки человек смотрит на практику через хорошо пригнанные по глазам очки и, что еще важнее, смотрит в ту точку, в какую именно ему и нужно смотреть. Если вы в классе покажете детям, напр., чучело дятла, а потом, спрятав его, спросите, какой у него клюв, то от ни­чего не знавших о дятле получите ответ: «Обыкновенный». На вопрос какой хвост и какие ноги, вам тоже ответят: «Обык­новенные». И только о цвете дятла и величине ответы будут более точные. Те же лица, которые кое-что знали об образе жизни и пище дятла, ответят вам, что они заметили, что клюв дятла сжат с боков для того, чтобы легко было его всунуть в вертикальные трещины коры, что хвост имеет жесткие перья, на которые он упирается, вися на стволе, что пальцы расположены иначе, чем у курицы, что два обращены впе­ред, а два назад, и это вероятно для того, чтобы лучше ла­зить. Найдется, может быть, и такой, который хотел бы открыть клюв дятла, чтобы посмотреть, как приспособлен язык для накалывания куколок и личинок—вот что значит осматривать предмет без теоретической подготовки и с та­ковою.
Предположим, что вы выполняете какую-нибудь работу в улье, напр., подсаживаете обезматоченному вчера улью матку, и эту работу наблюдают два лица. Закончив работут спросите того наблюдателя, который ничего не слыхал об этой работе раньше: «Ну, как же нужно подсадить матку?», он скажет: «Нужно поймать запасную матку в маленьком улье, запереть в клеточку и вставить между рамками»; далее он скажет, что удивлен кротостью пчел, что вощины часто совсем не похожи на воск, что улей не весь заполнен рам­ками и тому подобные вещи, к делу не идущие. «А как же я взял матку?»—«Да просто правой рукой.>—»3а ножки, брюшко или за что другое?» —«Кажется, за брюшко, а потом всунули в клеточку»—«Нет»—перебьет его другой наблюда­тель, который раньше изучал это дело теоретически, как все это нужно делать.—«Я внимательно следил, возьмете ли вы матку за грудку, как говорили, и будете ли держать клеточку несколько выше ее, чтобы она сама вошла в нее,—вы так и делали».—«А где я поместил клеточку?»—«А я уже гово­рил, между рамками.»— Вы поместили ее >,—добавит другой,— «в середине гнезда, возле червы, где сидят молодые пчелы. Те обыкновенно ухаживают за маткой. Вы прижали клеточку немного к меду, чтобы матка, пока что, имела пищу».

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62