В своих исследованиях мы стремились максимально упростить подготовку семей-воспитательниц и при этом учесть все факторы, влияющие на качество получаемых маток. При формировании семьи-воспитательницы гнездо сокращали до 7-8 рамок (3-4 рамки печатного расплода, 2 - открытого расплода и 2-3 медоперговые рамки), оставшиеся пчелы, около 20-30 тыс., плотно обсиживали все рамки и выходили за пределы гнезда. Из двух рамок открытого расплода в центре гнезда, напротив леткового отверстия, формировали свободное от рамок пространство (35 мм) для последующей установки туда прививочной   рамки.   При   ранней   репродукции   маток   (в   условиях
Осинского района Пермской области - первые числа мая) использовали семьи, на которые произошел слет пчел. Месторасположение прививочной рамки напротив летка нам кажется необходимым приемом для создания оптимального газового состава для развивающихся маток. Размещение развивающихся маток в гнезде имеет определенную упорядоченность только в период роения и самосмене матки. В это время маточники размещаются обычно на периферии гнезда. Мы думаем, что это может быть связано и с тем, что для развивающихся более интенсивно (в более короткие сроки) маточных личинок необходима большая концентрация кислорода, которая и достигается при размещении маточников на периферии сотов в естественных условиях. Нами проведены измерения концентрации углекислого газа в семье-воспитательнице в утренние часы (8-12 часов). Перед формированием семьи-воспитательницы измеряли в концентрацию углекислого газа в зоне локализации открытого расплода в течение 5 дней. Она варьировала в пределах 0,4 - 0,7%. В течение трех первых дней после интродукции прививочной рамки с развивающимися матками концентрация углекислого газа (в средней части прививочной рамки) была близка к 0,05%, несмотря на большое скопление пчел в этом районе. Следовательно, интродукция развивающихся маток стимулирует пчел повышать интенсивность аэрации гнезда. Поэтому для снижения затрат пчел на аэрацию маточников их следует размещать при искусственной репродукции маток вблизи летка.
В   нашем   случае   семьи-воспитательницы   формировались   за 4,5-13,3 часа до постановки прививочной рамки. Средний прием личинок ¦ на   воспитание   в   семьях,   обезматоченных  за   4,5-6   часов  до   их постановки, равен 63%, а за 6,3-13,3 часа - 70%, следовательно, на прием личинок семьями-воспитательницами  влияет  целый  комплекс
причин. Исходя из полученного результата, можно говорить о том, что прием личинок удовлетворителен в период 4,5-13,3 часов с момента формирования семей-воспитательниц.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23