Техника формирования семей-воспитательниц без отбора открытого расплода, а тем более и матки, при работе со среднерусскими пчелами неприемлема - слишком плохой прием подставленных личинок на воспитание и много закладываемых свищевых маточников на своих личинках. К этой расе более приемлем способ с полным осиротением. Но многие исследователи (Комаров, 1937; Билаш, 1967; Еськов, 1990 и др.) указывают на необходимость наличия в семье-воспитательнице как печатного, так и открытого расплода. Это нужно для поддержания оптимального микроклимата гнезда (в зоне открытого расплода), непрерывного пополнения состава семьи неплодными пчелами-кормилицами, более обильного кормления привитых личинок и получения маток высокого качества. Преимущество способа формирования семей-воспитательниц с открытым и • печатным расплодом заключается не только в улучшении качества выращивания маток, но и в простоте способа, более высокой производительности труда матководов, а также в лучшем сохранении силы семей, использовавшихся в этих целях. При этом необходимо заметить то, что роевые и матки "тихой" смены в естественных условиях всегда выращиваются из самых крупных яиц и в присутствии открытого расплода. Г.Д. Билаш (1963) обнаружил, что в маточниках, находившихся рядом с открытым расплодом, больше маточного молочка, а полученные матки крупнее. Г.Ф. Таранов (1974) установил, что матки получаются большей массы, если пчелы могут накопиться в свободной от рамок улочке ("кармане") за 4-6 часов до постановки туда рамки с личинками. Видимо, огромное количество скопившихся там пчел-кормилиц позволяет сразу же приступать к воспитанию маточных личинок после постановки прививочной рамки.
Среди пчеловодов-практиков довольно широко распространилось и закрепилось убеждение, что находящиеся в роевом состоянии семьи являются наилучшими воспитательницами. Однако Ж.А. Левичева (1961), Г. Руттнер (1965) и другие сомневаются в этом, полагая, что наличие анатомических пчел-трутовок в семьях, готовящихся к роению, приводит будто бы к сокращению пчел-кормилиц. По мнению Г. Руттнера (1965), самыми подходящими для использования в качестве воспитательниц являются семьи, находящиеся в состоянии интенсивного развития, т.е. располагающие большей численностью пчел-кормилиц и поэтому обильно снабжающие кормом своих личинок.
Единого мнения о том, сколько давать единовременно личинок на воспитание, нет. Те, кто считают, что небольшое число мисочек можно давать семье-воспитательнице, утверждают: при увеличении числа развивающихся маток их масса уменьшается. Можно предположить, что для каждого способа репродукции маток, с учетом разнообразия условий, различных рас и экотипов пчел, существует некоторое оптимальное число личинок, развивающихся в половозрелых, плодовитых маток.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23